18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля

№62
Материал из газеты

Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки

«Искусство 2000‑х» — первая музейная попытка заглянуть в недавнее прошлое и осмыслить художественные процессы в отечественном искусстве начала XXI века. Ее временные рамки определены четко: с 2000 по 2010 год. «За это время сменились совершенно разные ожидания, — рассказывает одна из кураторов выставки, заведующая отделом новейших течений Ирина Горлова. — Начало 2000‑х — это время, когда современное искусство у нас легитимизируется и становится известно и в России, и на Западе, когда появляются коллекционеры, институции, ярмарки. Мы выбирали работы, соответствующие ощущению эпохи: с одной стороны, это время гламура, больших ожиданий и большой власти, с другой — время неустойчивости, шаткости, ларьков и даже отчасти дикости». 

Выставка визуально будет выстроена как панорама разных художественных практик, сложившихся в 2000-е. Всего покажут около 100 работ: живопись, графику, объекты, инсталляции, документации перформансов, видео­арт. Их авторов можно условно разделить на две группы: те, кто в 1990-х уже состоялся и чье творчество трансформировалось в новом тысячелетии, и новое поколение, которое только оканчивало школы современного искусства и выходило на сцену. Среди первых — Анатолий Осмоловский с его радикальными акциями на выставке 2001 года «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках одной из первых ярмарок современного искусства «АРТ Москва». Или знаменитый дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского с серией «Подводный мир», участвовавшей в Венецианской биеннале-2003. Олег Кулик из «человека-собаки» 1990-х переквалифицировался в 2000-е в создателя восковых фигур для «Музея природы» — его знаменитая восковая «Теннисистка», похожая на Анну Курникову, тоже будет на выставке. 

Большинство художников, попавших в поле зрения кураторов и начинавших свою карьеру в 2000-х, сейчас уже покинули категорию «молодых». Это, например, Виктор Алимпиев со снятым в соавторстве с Марианом Жуниным видеофильмом «Ода» (2002), Елена Ковылина с документацией ее знаменитого перформанса «Равенство» (2008), где разница в росте участников компенсировалась разной высотой табуреток, на которых они стояли, и Ирина Корина, которая будет представлена одной из своих ранних инсталляций Urangst (2003), посвященной страхам, — реконструированной к выставке комнатой, устланной уходящими из-под ног половицами. 

По словам сокуратора выставки Кирилла Светлякова, воссозданные специально для проекта произведения могут в рамках программы «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее» войти в музейное собрание, где искусство 2000-х пока что представлено лишь отдельными вещами. Некоторые из них, кстати, тоже будут включены в экспозицию, как работы Андрея Кузькина, подаренные галерее в прошлом году Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow.

Новая Третьяковка
Искусство 2000-х
27 апреля – 22 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+